НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ

А по мозгам - дитё малое

В институте психиатрии лондонского Королевского колледжа научились определять умственный потенциал взрослого по его рисункам в 4 года жизни. Почти 15 тысячам четырёхлеток предложили нарисовать человечков, каждый рисунок оценили по качеству исполнения и протестировали интеллект ребёнка. Аналогичное тестирование провели через 10 лет, оказалось, что хорошие рисовальщики имели более высокий уровень интеллекта. Талант рисовальщика передаётся по наследству, так у близнецов он был практически на одном уровне, а у двойняшек способности разнились.

За рисование отвечают не только гены, но и моторика, наблюдательность и многие другие качества. Интеллект тоже на 80% определяют гены. У дошколят гены отвечают примерно за 20% различий в уровне интеллекта. Школа формирует интеллект в зависимости от генетического потенциала. Генетическая предрасположенность помогает находить дополнительные способы стимуляции ума, что повышает уровень интеллекта, но выбор школы и размер домашней библиотеки имеют немаловажное значение.

Оказалось, что мозг и его реакции зависимы и от гендерной принадлежности. Специалисты Стэндфордского университета по МРТ выяснили, что у перенёсших стресс девочек-подростков островковая доля мозга уменьшается, тогда как у мальчиков после аналогичного по тяжести нервного события, наоборот, увеличивается. Влияние случайных факторов - потеря работы или личная трагедия могут негативно отразиться на уровне интеллекта, супружество может поднять или уронить генетическое, убеждён психолог Джеймс Флинн, изучающий студентов новозеландского Университета Отаго.

«Они умеют обращаться со всеми этими новыми технологиями, но, тем не менее, покидая стены университета, ничем не отличаются от средневековых крестьян, запертых в своем тесном мирке. На самом деле их мир гораздо обширнее, это мир современности, но они всё равно в нём заперты, поскольку им неведомо историческое измерение». Поколение Y обладает наивысшим уровнем интеллекта, средний уровень IQ человечества стабильно повышается примерно на три балла за десять лет, этот феномен называется «эффект Флинна». Но рост уровня IQ слишком быстрый, объяснить его эволюционными изменениями генов невозможно, эволюция требует тысячи лет.

Как и рост человека, считает психолог, интеллект тоже растёт из-за повышения требований общества к умственным способностям индивида. Чем больше мы приучаем детей смотреть на мир сквозь «научные очки», тем более высокий балл IQ они способны набрать. Технологический прогресс усовершенствовал абстрактное мышление, что за последнее столетие прибавило к среднему коэффициенту интеллекта 30 баллов. В целом темп роста IQ составляет около 11 баллов за десятилетие.

Рост не означает, что мы стали более эффективно использовать потенциал мозга.Активное использование технологических новинок с раннего возраста помогает развитию нашего интеллекта, но дети читают гораздо меньше книг, чем предыдущие поколения. Поэтому их IQ высокий, но ума немного, что облегчает политические и религиозные манипуляции с человеком.